© 2004 - 2017 «СМОГ». 

  • Александр Садовников

Повышение пенсионного возраста станет началом экономического катаклизма


Автор - Александр Садовников

Это непременно произойдет, но с одной оговоркой − если правительство РФ еще до повышения возраста не сделает качественных и количественных структурных изменений в сфере занятости людей пенсионного и предпенсионного возраста. А дело идет именно к тому, что чиновники ограничатся декларациями и некими полумерами.

Речь об этом шла на заседании пресс-клуба, который вчера провел Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. "Решит ли повышение пенсионного возраста все проблемы пенсионной системы?" − именно эта тема стала источником многих экономических и социальных откровений для собравшихся журналистов.

Экономику и пенсионную систему надо реформировать одновременно

По словам Бориса Титова, ряд имеющихся факторов усугубят положение российской экономики, если правительство не пересмотрит взгляды на ее реформу. Пока ничто не говорит, что это произойдет.

"У нас активность разговоров о реформе экономики обратно пропорциональна цене на нефть. Сейчас цена высокая, а значит реформу отложили в сторону. В Германии 70 процентов рабочих мест создают малые предприятия. У нас этого нет, так как экономика не слезла с сырьевой иглы", − пояснил Борис Титов.

В числе негативных факторов, препятствующих пенсионной реформе, он назвал низкие зарплаты, большую налоговую нагрузку и недоверие людей к пенсионной системе, повышение страховых взносов, диспаритет между численность работающих и неработающих, заморозку накопительной части пенсии и нарушение прав пенсионеров со стороны ПФР.

Численность бедных (те, чьи денежные доходы ниже величины прожиточного минимума) достигла в январе–сентябре 2017 г. 20,3 млн чел. (или 13,8% населения), из них 12,1 млн. работающих. Средняя заработная плата в 2016 г. составила 36 709 руб., а в январе-ноябре 2017 г. – 38 033 руб. Средняя зарплата в России в 1,5 раз ниже, чем в Китае, Литве и в 2 раза ниже, чем в Польше. Однако чем ниже заработная плата, тем ниже объем взносов, за счет которых финансируются пенсии в распределительной пенсионной системе. "Повышать объемы страховых взносов не представляется возможным из-за и так чрезмерной налоговой нагрузки и, в частности, нагрузки на фонд оплаты труда" − подчеркнул Борис Титов.

Большая налоговая нагрузка и недоверие людей к пенсионной системе заставляет население уходить в теневой сектор, который не платит страховых взносов, и соглашаться на зарплату в конвертах. По данным Росстата, количество занятых в неформальном секторе (в возрасте 15 лет и старше) на июнь 2017 г. составило 14 678 тыс. человек (или 20,3% от общей численности занятого населения). Доля россиян, которые за последний год хотя бы иногда работали неофициально или за зарплату в конверте, выросла с 40,3% до 44,8% от общего числа занятых – это почти 33 млн человек (опрос РАНХиГС) . Рост в абсолютных цифрах составил 3 млн человек за год.

Начиная с 2021 года, предусматривается увеличение взносов на 4% с принятой на сегодняшний день суммарной общей ставки 30% до 34%. Рост платежей произойдет за счет повышения тарифов в ПФ с 22 до 26% (ст. 425 НК РФ). В итоге бизнес еще сильнее уйдет в тень, что приведет к росту недобора страховых взносов и созданию еще большей нагрузки на пенсионную систему, которая и так не способна обеспечивать пенсионерам достойный уровень жизни.

Сейчас один работающий платит за 2-3 неработающих, не успевших накопить себе на пенсию Среднегодовая численность получателей страховой пенсии по старости в 2016 г. оказалась равна 35,8 млн. чел.; среднегодовая численность мужчин 1931 г.р. и старше и женщин 1936 г.р. и старше в 2016 г. составила 3,6 млн. чел.

Объем пенсионных выплат, права на которые были получены за счет работы до 1992 г., можно оценить в 1189,5 млрд. руб., или 21% выплат страховых пенсий по старости. Кроме того, имеется большое количество льгот по досрочному выходу на пенсию,прежде всего бюджетников.

Заморозка накопительной части тоже негативно повлияла на доверие к пенсионной системе. По данным АНПФ, в 2014-2016 гг. было заморожено 1,5 трлн. руб. К 2020 г. система потеряет 6 трлн. руб., а к 2027 г. 19 трлн. руб.

Нарушения прав пенсионеров со стороны ПФР стали систематичным явлением. В 2016 году физическими лицами подан 73 992 иск к Пенсионному Фонду – в основном это жалобы на необоснованное занижение пенсионных и социальных выплат, отказы признать трудовой стаж, принять какие-то документы. При этом удовлетворены 62 132 (84% от общего числа исков). Такая высокая статистика судебных решений говорит о том, что сотрудники Пенсионных фондов необоснованно пытаются ограничить права пенсионеров, лишая их и так «мизерной пенсии», заставляя тех, кто может и отработал более 40 лет, исправно платил взносы, доказывать стаж, добывать справки, убеждать, просить. Более того, уровень пенсии не сильно коррелирует с объемом выплат.

При этом ситуации отказов являются абсолютно типовыми, и их можно было бы решить в цивилизованном нормальном порядке, а не заставлять россиян проходить через все возможные унижения бюрократией. По искам физических лиц только в 2016 году взыскано 264 766 698 рублей.

До пенсии не доживает более 30% мужчин

По словам проректор РАНХиГС, доктора экономических наук, профессора Александра Сафонова, проблемы у Пенсионного форда России начались в 2002 году после первой попытки реформирования пенсионной системы. До этой даты Пенсионный фонд был профицитен. Пенсионеры, вышедшие на пенсии в советское время, получали пенсии из специального фонда. После того, как их перевели на обслуживание в Пенсионный фонд, в его бюджете и возникла брешь. Кроме того, фонд отягощен не свойственными ему функциями, в том числе выплатой материнского капитала и другими непрофильными расходами.

Он привел весьма любопытные данные, мифологизирующие утверждения иных чиновников, что жить вдруг мы стали намного дольше. Сравнительный анализ вероятности дожить до наступления определенного возраста у мужчин в регионах России, показал, что в целом по России в 2016 году доживали до возраста 50 лет –83,8% мужчин, до 55 лет –77,0% и до пенсионного возраста 60 лет – 69,4 Следовательно, свыше 30% мужчин в России (30,6%) в 2016 г. умирали ранее пенсионного возраста. В регионах этот показатель колебался от 13,9% в Ингушской республике до 45,2% в Республике Тыва.

В Дальневосточном и Сибирском федеральных округах отмечается самая низкая вероятность дожить до пенсионного возраста - 63,7% и 64,9% соответственно. Наиболее низкие показатели были в Иркутской области – 60,3%, в Еврейской автономной области – 56,6%, в Республике Тыва лишь 54,8% доживают до 60 лет.

Общая ситуация с занятостью предпенсионного и пенсионного возраста тоже весьма тревожна. Уровень занятости мужчин в возрасте 50 лет за 15 летний период возрос незначительно: с 81,6% в 2000 году до 84,7% в 2015 году. При этом в 2015 году этот рост был связан исключительно с изменением пропорции между численностью граждан в возрасте 50 лет и численностью занятых в этом же возрасте. Общая же тенденция для периода 2000 – 2015 годов – сокращение численности занятых мужчин в возрасте 50 лет с 828 тысяч человек до 767 тысяч или на – 7,37%.

И в первом и во втором случае в 2015 году произошло резкое снижение численности мужчин и женщин в возрасте 50 лет по отношению к 2010 году (на 23 и на 16,8%%), а численность занятых снижалась более медленными темпами (20,6 и 13,6%%).

Если бы параметры показателей – численность граждан мужчин и женщин – остались бы на уровне 2010 года, то уровень занятости в данном возрасте существенно сократился.

По словам Сафонова, более детальный анализ показывает, что общий коэффициент занятости для мужчин и женщин в возрастной группе 50 лет вырос всего на 1,3 процентных пункта и только за счет более быстрого снижения численности граждан данного возраста. То есть, данная категория людей вымирает гораздо быстрее, чем создаются рабочие места. Интересно, знает ли об этом правительство?

Александр Сафонов обратил внимание на тот факт, что в последние 17 лет в России наблюдается устойчивая тенденция сокращения рабочих мест. Это объясняется повышением конкурентоспособности предприятий, автоматизацией производства, оптимизацией кадров и особенно в бюджетной, оптимизацией в лечебных и образовательных учреждениях.

Эффект домино

Или карточного домика. Начиная с 2019 года ежегодно примерно по два миллиона человек будут оставаться без пенсий и с плохими шансами найти работу. Александр Сафонов спрогнозировал к чему это приведет: "При низких темпах роста экономики на 1,5% в год нам нужно дополнительно ежегодно создавать по 200 тыс. дополнительных рабочих мест. Где возьмут эти дополнительные рабочие места, пока непонятно".

"Правительство уповает на тот факт, что в целом в стране есть один миллион вакансий. Однако вакансии неравномерно распределены по регионам. Только в четырех из них − Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае − есть хорошие шансы найти работу. Кроме того, вакансии неравномерно распределены по специальностям. К примеру, 147 тысяч из этого миллиона приходится на здравоохранение", − уточнил Сафонов.

При этом не получающие работу и пенсии граждане вначале устремятся в центры занятости, где, как правило, могут предложить лишь неквалифицированную и низкооплачеваемую работу, но и то не всем. Затем не получив работу, они устремятся в органы соцзащиты за льготами и получением прожиточного минимума. А это будет серьезной нагрузкой на бюджет. Правительство для снижения этой нагрузки проведет очередные урезания зарплат и сокращение мест в бюджетный организациях. Как следствие, еще больше упадет потребительский спрос.

"От повышения пенсионного возраста правительство выиграет всего три года, а дальше все проблемы экономики обострятся еще в большей степени. И это будет эффект домино", − подчеркнул Сафонов.

По ходу встречи эксперты особо подчеркнули тот факт, что в правительстве после уходы Шувалова и Дворковича, не осталось экономистов-практиков. Ни Антон Силуанов, ни Максим Орешкин не имели дело с настоящей экономикой и не знают как она функционирует.

Избавиться от Пенсионного фонда

В ходе встречи Борис Титов заявил, что страна и пенсионная система вполне могут обойтись без Пенсионного фонда, если функции учреждения будут переданы Федеральному Казначейству. Он пояснил, что современные технологии позволяют обойтись без «таких громоздких» и «не всегда прозрачных структур», как Пенсионный фонд.

Казначейство держит счета государственных и частных компаний, которые работают с госзаказами. Сотрудники ведомства могут держать и пенсионные счета, уверен бизнес-омбудсмен.

"Счетная палата зафиксировала большое количество нарушений при исполнении бюджета Пенсионного фонда. Затраты на содержание (исполнение функций ПФР) составляют 111,7 млрд. руб. или 1,4% от доходов Пенсионного фонда", − уточнил Борис Титов.

Пока в пенсионной системе дисбаланс

Александр Сафонов задал вопрос − можно ли сбалансировать систему только за счет вывода на рынок труда дополнительного количества граждан при увеличении пенсионного возраста? И сам же объяснил, почему это не произойдет.

"По данным Росстата на 01.01.17 количество в России женщин в возрасте 55 – 62 года составляет 9,2 млн. человек, мужчин в возрасте 60 -64 года – 3,96 млн. человек. Итого получается 13,16 млн. Но из них 3.5 млн. инвалидов. И это при условии, что при повышении пенсионного возраста значительная часть лиц старших возрастов не захочет оформить инвалидность. Т.е. условно здоровых «новых работников» у нас только 9,6 млн. человек. А для полной балансировки необходимо 13,4 млн. дополнительных здоровых работников-плательщиков", − подчеркнул он.

А есть ли рабочие места

Директор Института экономики роста им. П. Столыпина Анастасия Алехнович вполне логично задалась вопросом, − а есть ли у нас в стране для людей старшего возраста рабочие места. "В экономике сейчас нет достаточного количества рабочих мест. А до какого возраста у нас здоровая жизнь продолжается? Здесь мы на уровне африканских стран! Есть определение "продолжительность здоровой жизни" – когда человек не болеет, он занимается работой, карьерой, обучением, детьми, семьей и так далее. Этот период жизни по сравнению с развитыми странами у нас критически мал. А кто сейчас сидит с детьми? Молодые пенсионеры. Молодые пенсионеры поддерживают работающую семью, потому что в детский сад не отдашь – продленки, уроки и прочее стоит огромных денег, денег на репетиторов и нянечек не хватает", − подчеркнула она.

Рейтинг Путина уже понизился и понизится еще больше

Политолог Валерий Соловей обратил внимание на политический аспект повышения пенсионного возраста. По его мнению, некоторые его знакомые, ранее входившие в безусловный электорат нынешнего президента, сейчас кардинально пересматривают свои взгляды. При этом все помнят предвыборные обещания президента не повышать пенсионный возраст. В дальнейшем, при росте числа людей, оставшихся без пенсии и работы, это может аукнуться серьезным уровнем недоверия к Путину.

Что делать

В чем проблема мы уже поняли, осталось понять, что необходимо сделать в данной ситуации. Борис Титов назвал рецепт оздоровления пенсионной системы. Во-первых, необходимо обеспечить 100%-е государственное бюджетное финансирование пенсионных обязательств, возникших для граждан, которые вышли на пенсию до 1991 года. Дя этого надо сформировать отдельный фонд старших поколений и формировать его прямым финансированием из госбюджета и дополнительными сборами (например, 25% с сумм доходов граждан свыше 12 млн. руб. в год).

Во-вторых, накопительную систему для работающего поколения перевести на добровольную основу. В-третьих, предоставить льготы работодателям и гражданам при формировании добровольной накопительной пенсии. В-четвертых, обеспечить понятные, прозрачные и стабильные условия формирования пенсионных прав и накоплений, собственностью не государства, а гражданина. Это мотивация платить в белую, т.к. каждый из нас сможет управлять счетом, видеть реальный результат, использовать на свои цели, передавать по наследству. В-пятых, снизить ставки страховых платежей в ПФР с ФОТ, минимум до 14%. В пятых, взимать социальные взносы со всех доходов граждан, включая доходы ИП и дивиденды. ФНС перейти к начислению и оплате налогов физическими лицами на основе заполняемых ежегодных деклараций. Борис Титов обратил внимание на тот факт, что самые богатые россияне-олигархи не участвуют в создании доходной части ПФР, так как получают не зарплату, а дивиденды.

Кроме того необходимо ввести прогрессивную формулу пенсионных выплат в зависимости от стажа работы и от суммы всех доходов гражданина. Стажево–заработковую формулу (и в этом её существенное преимущество перед всеми другими формулами) можно так «настроить», что полная пенсия будет выплачиваться при трудовом стаже, который физически будет возможно выработать только одновременно с достижением более высокого, чем сейчас, пенсионного возраста. При этом надо разрешить досрочный выход на пенсию при нынешнем возрасте в 60/55 лет, но с более низкими коэффициентами.

Также необходимо, как уже говорилось выше, упразднить Пенсионный фонд и развивать систему электронного документооборота, что позволит ликвидировать необходимость личного присутствия граждан в офисах социальных фондов и перейти к системе использования личных кабинетов застрахованных лиц.

Здания Пенсионного фонда Титов предложил передать в региональную собственность для организации центров обучения людей старшего возраста новым квалификациям.

Еще один необходимый шаг − проведение ревизии нецелевых расходов системы страхования. Потребуется внесение изменений в законы о социальном страховании, запрещающих привлечение средств системы социального страхования, на цели, не связанные с:

- выплатой пенсий и пособий;

- покрытием расходов на медицинские услуги и лекарственное обеспечение;

- профилактических мероприятий по охране труда.

Борис Титов сказал и о необходимости проведения комплексного мероприятия по инвентаризации т.н. «списочных профессий» в целях исключения из них тех профессий и рабочих мест, на которых в силу научно-технического прогресса устранены вредные и тяжёлые условия труда. Государство может осуществлять субсидирование стратегически важных для него производств, где устранение неблагоприятных условий труда невозможно по объективным причинам (атомная промышленность, специальные военные производства), однако это субсидирование должно идти из федерального бюджета.

«Бюджетные» досрочные пенсии (учителям, врачам, артистам), которые назначаются фактически не за вредные и тяжёлые условия труда, за повышенную эмоционально-психологическую нагрузку, предлагается «обменять» на повышение заработной платы, которое не обязательно должно быть эквивалентным упразднённым пенсиям и переход на трудовые договора, гарантирующие занятость указанных категорий до момента выхода на пенсию по старости (на весь переходный период).

А самый главный способ решения проблем пенсионной системы, по слова Бориса Титова, заключается в поднятии доходов за счет повышения занятости и роста зарплат, что связано с созданием современных рабочих мест и развитием экономики в целом.


Просмотров: 14
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now